Класс точности подшипников
Когда потребитель сталкивается с вопросом выбора подшипника на замену вышедшему из строя, он должен знать его основные характеристики. Такими являются тип подшипника, его обозначение и размер. В ряде случаев требуется уточнение ряда дополнительных характеристик: наличие защитной крышки, материал сепаратора, класс точности. Сегодня остановимся подробнее на последнем.
Что такое класс точности подшипника?
Это характеристика указывает на точность изготовления деталей подшипника, т.е. минимальный допуск, устанавливаемый на тела и дорожки качения, соосность осей, посадочный (внутренний) диаметр.
Зачем нужен класс точности?
Данный параметр влияет, в первую очередь, на точность, скорость вращения, плавность хода и срок службы. В авто- и машиностроении общего назначения применяются подшипники нулевого (нормального) класса точности. Высокий класс точности нужен лишь в том случае, когда подшипник ставится в узел, требующий высокой точности работы – например, в шпинделях станков и высокоскоростных узлах.
Какими бывают классы точности?
В системе ГОСТ существуют шесть классов (приведены в порядке возрастания):
0 – нулевой или нормальный, чаще всего не указывается в маркировке;
6 – повышенный;
5 – высокий;
4 – прецизионный;
Т – особо прецизионный;
2 – сверхпрецизионный.
Данная система действует на территории большинства стран бывшего СССР.
Импортные подшипники в основном маркируются в системе ISO (Европа) либо ABEC (США), причем классов точности выделяют пять.
Ниже представлена таблица соответствия классов точности в различных системах:
ГОСТ | ISO | ABEC | Точность изготовления |
Нормальный |
P0 |
ABEC1 |
нормальная |
класс 6 |
P6 |
ABEC3 |
повышенная |
класс 5 |
P5 |
ABEC5 |
высокая |
класс 4 |
P4 |
ABEC7 |
прецизионная |
класс 2 |
P2 |
ABEC9 |
сверхпрецизионная |
Подшипники высоких классов точности применяются в высокоточных узлах: в шпинделях компьютерных жестких дисков и магнитофонных головок, печатных прессах и оборудовании, применяемом в металлургии. Сверхпрецизионные подшипники используются там, где необходимо обеспечить высочайшие скорости вращения: в стоматологических инструментах (зубных дрелях), турбинах авиатехники, центрифугах и турбокомпрессорах. Зачастую такие подшипники производят штучно, под заказ, и их невозможно приобрести в свободном доступе.
Подшипники высокого класса точности ни в коем случае нельзя заменять подшипниками без класса или с более низким классом точности. Это негативно скажется на работе механизма в целом. Замена же подшипников нулевого класса на высокоточные не целесообразна и не даст никаких ощутимых улучшений в работе узла.
Также следует упомянуть про подшипники для роликов и скейтов: чаще всего продавцы, желая заработать, настаивают на том, что требуется подшипник класса ABEC-5, ABEC-7, а то и ABEC-9. Однако в данном случае имеет смысл приобрести обычные подшипники производителя премиум-класса – NSK, Koyo, SNR или SKF. Высокий класс точности подшипника 608zz нужен в том случае, если он разгоняется до скорости 700 км/час. Роллеры и скейтеры, как правило, разгоняются максимум до 150-200 км/час.
Все статьи
Продолжаем наш обзор миниатюрных подшипников. Сегодня в фокусе — высокоскоростная и компактная модель 685 ZZ, идеальное решение для точных механизмов, где важны низкое трение и малые габариты.
Подшипник 684 2RS является близким родственником модели 684 ZZ, но с одним ключевым отличием, которое полностью меняет его сферу применения. Если суффикс ZZ указывает на металлические защитные шайбы, то 2RS означает наличие двух контактных резиновых уплотнений с обеих сторон. Это делает его идеальным для работы в условиях, где требуется надёжная защита от внешних факторов.
Продолжая нашу серию статей о миниатюрных подшипниках, сегодня мы детально рассмотрим модель 684 ZZ. Этот небольшой компонент играет огромную роль в механизмах, где важна высокая точность и ограничено рабочее пространство.