Класс точности подшипников
Когда потребитель сталкивается с вопросом выбора подшипника на замену вышедшему из строя, он должен знать его основные характеристики. Такими являются тип подшипника, его обозначение и размер. В ряде случаев требуется уточнение ряда дополнительных характеристик: наличие защитной крышки, материал сепаратора, класс точности. Сегодня остановимся подробнее на последнем.
Что такое класс точности подшипника?
Это характеристика указывает на точность изготовления деталей подшипника, т.е. минимальный допуск, устанавливаемый на тела и дорожки качения, соосность осей, посадочный (внутренний) диаметр.
Зачем нужен класс точности?
Данный параметр влияет, в первую очередь, на точность, скорость вращения, плавность хода и срок службы. В авто- и машиностроении общего назначения применяются подшипники нулевого (нормального) класса точности. Высокий класс точности нужен лишь в том случае, когда подшипник ставится в узел, требующий высокой точности работы – например, в шпинделях станков и высокоскоростных узлах.
Какими бывают классы точности?
В системе ГОСТ существуют шесть классов (приведены в порядке возрастания):
0 – нулевой или нормальный, чаще всего не указывается в маркировке;
6 – повышенный;
5 – высокий;
4 – прецизионный;
Т – особо прецизионный;
2 – сверхпрецизионный.
Данная система действует на территории большинства стран бывшего СССР.
Импортные подшипники в основном маркируются в системе ISO (Европа) либо ABEC (США), причем классов точности выделяют пять.
Ниже представлена таблица соответствия классов точности в различных системах:
ГОСТ | ISO | ABEC | Точность изготовления |
Нормальный |
P0 |
ABEC1 |
нормальная |
класс 6 |
P6 |
ABEC3 |
повышенная |
класс 5 |
P5 |
ABEC5 |
высокая |
класс 4 |
P4 |
ABEC7 |
прецизионная |
класс 2 |
P2 |
ABEC9 |
сверхпрецизионная |
Подшипники высоких классов точности применяются в высокоточных узлах: в шпинделях компьютерных жестких дисков и магнитофонных головок, печатных прессах и оборудовании, применяемом в металлургии. Сверхпрецизионные подшипники используются там, где необходимо обеспечить высочайшие скорости вращения: в стоматологических инструментах (зубных дрелях), турбинах авиатехники, центрифугах и турбокомпрессорах. Зачастую такие подшипники производят штучно, под заказ, и их невозможно приобрести в свободном доступе.
Подшипники высокого класса точности ни в коем случае нельзя заменять подшипниками без класса или с более низким классом точности. Это негативно скажется на работе механизма в целом. Замена же подшипников нулевого класса на высокоточные не целесообразна и не даст никаких ощутимых улучшений в работе узла.
Также следует упомянуть про подшипники для роликов и скейтов: чаще всего продавцы, желая заработать, настаивают на том, что требуется подшипник класса ABEC-5, ABEC-7, а то и ABEC-9. Однако в данном случае имеет смысл приобрести обычные подшипники производителя премиум-класса – NSK, Koyo, SNR или SKF. Высокий класс точности подшипника 608zz нужен в том случае, если он разгоняется до скорости 700 км/час. Роллеры и скейтеры, как правило, разгоняются максимум до 150-200 км/час.
Все статьи
Подшипник с обозначением 605 – это еще один представитель семейства миниатюрных радиальных шариковых подшипников, чуть больше 604-го, но все еще обладающий компактными размерами и широким спектром применений. Его используют в узлах, где требуется надежное вращение при ограниченном пространстве. Особое внимание заслуживает разнообразие исполнений по материалам и типам защиты, что делает его универсальным решением для различных условий эксплуатации
Подшипник с обозначением 604 представляет собой еще один распространенный тип миниатюрного радиального шарикового подшипника, несколько больший, чем 603-й, но все еще сохраняющий свою компактность и универсальность. Его используют в узлах, где требуется надежное вращение в условиях ограниченного пространства. Особого внимания заслуживают его закрытые версии: 604 ZZ (с металлическими шайбами) и 604 2RS (с резиновыми уплотнениями), обеспечивающие различный уровень защиты от внешних воздействий.
Подшипник с обозначением 603 представляет собой еще один распространенный тип миниатюрного радиального шарикового подшипника, немного больший по размерам, чем его "младший брат" 602, но сохраняющий при этом компактность и универсальность. Он находит широкое применение в узлах, где требуется надежное вращение при ограниченном пространстве. Особого внимания заслуживает его закрытая версия 603 ZZ, обеспечивающая дополнительную защиту от внешних воздействий.